В классической гомеопатии в каждом конкретном случае показан один препарат, назначение которого не всегда простая задача и зависит от правильной стратегии выбора гомеопатического лекарства.
Как среди множества существующих на сегодня гомеопатических препаратов выбрать точный, и единственно верный, на данный момент?
Чтобы сделать безошибочный выбор необходимо придерживаться верной стратегии. Ранее уже была публикация о стратегиях выбора препарата как их видит Р.Шанкаран, далее идут стратегии, которые преподаёт Дж.Витулкас в своей академии (IACH).
Все врачи, возможно даже не отдавая себе в этом отчета, следуют одной из перечисленных ниже стратегий.
Итак, в порядке приоритета, с короткими пояснениями:
Стратегии выбора гомеопатического лекарства
- Выбор на основании суммы симптомов. (Totality в англоязычной литературе)
Это самая частая и первая стратегия, которую используют. Подобный препарат в своем патогенезе должен покрывать как можно больше симптомов патологии у пациента на всех уровнях (психическом, эмоциональном, физическом). Например, из 20 собранных симптомов 16 — симптомов Sepia, 10-Natr. mur, 7-Merc. — выписывается Sepia. Однако не всегда плоская сумма симптомов даст правильное лекарство. - Выбор на основании Сути (квинтэссенции) препарата. (Essence)
То, что Шанкаран и возможно другие называют Духом препарата. То, что можно выразить одним-двумя предложениями и описать двумя-тремя абзацами. Например, двойственность, два противоположных желания, отсутствие уверенности в себе, чувство неполноценности с характерной жестокостью к людям или животным у Anacardium. Сверхвозбудимость нервной системы, раздражительность, нетерпеливость, у Nux vomica и т.д. - Выбор на основании ключей (Keynotes) §153 Органон.
Этой стратегии С.Ганеман уделил особое внимание в отдельном параграфе Органона. Это очень странные, редкие, особенные и необычные симптомы, выходящие за рамки стандартных симптомов болезни или не находящие логического объяснения. Например, белый как снег язык с желанием огурцов, боязнь, что кто-то прикоснется, если приблизится, отвращение к любым фруктам, желание несъедобных вещей и т.д. - Этиология. (Causative)
Это то, что ещё называют причиной болезни. Когда пациент может сказать — после этого случая, обстоятельства, события никогда больше себя не чувствовал так, как до него. Симптомы болезни появились после. Например, депрессия после разрыва эмоциональной связи, хроническая головная боль после травмы, заикание после испуга и др.
Каждая стратегия не исключает другую. Возможно, две или несколько стратегий совпадут и укажут на один и тот же единственный препарат — это будет идеальный случай. Когда очень мало симптомов, либо все они не специфические приходится искать квинтэссенцию случая, которая совпадала бы с сутью одного из известных препаратов. Если же и это невозможно с уверенностью обнаружить, тогда вполне возможно оправдать выбор одним единственным ключом, либо обстоятельством причинного характера.